Преподобный Арсений Великий
8 мая по ст.ст. (21 мая по н.ст.) ок. 354-449, Троя Вавилонская (совр. Тура), египетский подвижник.
Основные сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum.
Арсений Великий принадлежал к сенаторскому сословию и был воспитателем наследников престола Аркадия и Гонория, сыновей визант. императора Феодосия I Великого.
Ок. 394 г. он покинул мир и стал монахом в Скиту.
Св. Феодор Студит упоминает о том, что в начале своей подвижнической жизни Арсений Великий был учеником прп. Иоанна Колова. Когда в 434 г. кочевники опустошили Скит, Арсений Великий перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г., а затем переселился (опять в связи с набегами кочевников) в окрестности Александрии. Авва Даниил, ученик Арсения Великого, писал о своем учителе, что тот «никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Когда же приходил по временам в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский, как у Иакова; весь был сед, телом строен, впрочем, сух; бороду имел длинную, простирающуюся ниже груди; ресницы выпали у него от слез; ростом он был высок, но от старости стал горбат» (Достопамятные сказания. С. 27). Среди современников Арсений Великий прославился своей святостью, а в памяти позднейших поколений запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста). Сохранились изречения Арсения Великого в составе Apophthegmata Patrum (44 из них опубликованы в Патрологии Миня, некоторые переданы от лица аввы Даниила) и его послание в переводе на грузинский язык (в 2 рукописях Х-XI вв.). Согласно учению Арсения Великого, монашеская жизнь в идеале своем является равноангельской (один из основных постулатов святоотеческой аскетики), ибо иноки, подобно ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т. е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира («Если ты не удалишься от людей, ты не сможешь стать монахом»). В тесной связи с исихией находится пост, «возделывающий землю сердца» для произрастания в нем благодатных семян Св. Духа; постоянное бдение и непрестанная молитва являются главным оружием монаха в духовной брани и позволяют избегать плотских наслаждений и др. грехов. Арсений Великий постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без к-рых невозможно достижение духовного совершенства. Наконец, согласно Арсению Великому, достижение совершенства немыслимо и без непрестанного размышления над Свящ. Писанием, благодаря которому обретается душевное сокрушение или умиление.
Видео: