IconSV.ru

  • Главная
  • О сайте
  • Ссылки
  • Наши проекты
  • Продажа икон
  • Каталог
  • Skip to content
Home Начало » Святые мужи » Л-М » Лазарь Четверодневный

Лазарь Четверодневный - первый епископ Китионский 

Лазарь Четверодневный - первый епископ Китионский
Начало Показать в первоначальном размере Показать в первоначальном размере
[Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы видеть слайдшоу]
 
Показать в первоначальном размере Скачать
Дальше Дальше
(Файл 2 из 9) 
Лазарь Четверодневный - первый епископ Китионский Лазарь Четверодневный, обретение Святых Мощей Resurrection of Lazarus Воскрешение Лазаря Воскрешение Лазаря. Воскрешение Лазаря. Лазарь четверодневный. Лазарь четверодневный. Лазарь Четверодневный

Информация о фото 

Описание:

Лазарь Четверодневный - первый епископ Китионский


Что заставило его покинуть родную Вифанию? Ответ находим в двенадцатой главе Евангелия от Иоанна: «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Иоанн. 12:10,11). Из родных мест Лазарь отправляется на Кипр, а пока корабль плывет к кипрским берегам, мы чуть опередим его небыстрый в те давние дни ход и перенесемся на Кипр. В I веке по Рождеству Христову Кипр был прекрасным островом, поросшим густыми тропическими лесами. Множество птиц и зверей населяли кипрские леса. С невысоких живописных гор сбегали звенящие ручьи, питаемые талыми водами снежных вершин. Они наполняли реки острова хрустально-прозрачной водой. Реки стремились к морю, текли по долинам, где обильно плодоносили виноградники, пламенели плоды апельсиновых садов, оливковые рощи сменялись тучными полями золотой пшеницы. Земледельцы снимали несколько урожаев в год, ведь никогда эта земля не знала зимней стужи, здесь всегда царило вечное лето. Подземные кладовые были наполнены медью, железом, золотом и серебром. И лазурной синевой обнимало остров теплое Средиземное море. Недаром античный историк и географ Страбон назвал Кипр «прообразом рая». Поэты сравнивают остров Кипр с золотым листом, плывущим в синеве. А мне он представляется корабликом, плывущим по волнам Средиземного моря, и по векам своей удивительной истории. Сколько же их было - не счесть, ведь кипрской цивилизации - девять тысяч лет! История Кипра - яркая многоцветная Книга, страницы которой наполнены событиями интересными, увлекательными, часто загадочными, порой драматическими... В тридцатые годы первого века Кипр, как и Иудея, находился под властью Рима. Вот на такой остров и ступил Святой Лазарь. Это было, по мнению известного кипрского богослова иеромонаха Софрония Михаилидеса, в 33 г. по Р.Х. Тогда начались суровые преследования христиан, которые вспыхнули после побиения святого Стефана камнями. Тогда «...христиане-иудеи рассеялись от гонения бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии» (Деян. 11:19). Согласно преданию, Лазарю было в то время тридцать лет. После прибытия на Кипр он прожил еще столько же, умер примерно в 63 г. по Р.Х., в возрасте шестидесяти лет. Тридцать лет Друг Христов провел в городе Китионе. Сегодняшняя Ларнака - наследница древнего города. В Ларнаку можно влюбиться с первого взгляда. На берегу лазурного моря стоит она, построенная из светлого камня. Улыбчивая, приветливая, дружелюбная. Летом шумная и беззаботная Ларнака наполнена разноязыкой речью заморских гостей. Празднично, оживленно, всюду улыбки, звуки музыки. Хорошо в Ларнаке летом. Однако мне по душе зимняя Ларнака, когда вечером город тих и задумчив, нетороплив его ритм, понятен характер. Набегает седая волна на песок, бьется о подножье древней городской крепости, камни которой изборождены временем. Они, словно морщины на челе старца, говорят о прожитом и пережитом. А пережито немало, ведь Ларнака - наследница древнего Китиона, который является одним из древнейших городов мира. Где они: Ур, Вавилон, Ниневия и другие современники Китиона-Ларнаки? Одних уж нет, лишь древние руины говорят о былом величии, а от других безжалостное время не оставило лаже руин, лишь строчки на древних манускриптах или выбитые на камне имена. А Ларнака стоит, где и была, по преданию, основана потомком Ноя Китимом, в честь него и получила свое первое имя. (А об истории имени второго расскажу, когда придет тому свой черед.) Отголоском ветхозаветного прошлого является праздник «Катаклизмос», когда, вспоминая спасение во время Всемирного потопа, жители обливают друг друга водой. История Китиона несколько отличается от истории острова Кипра. Если все кипрские города-государства были греческими, то Китион был с девятого века до Р.Х. финикийским царством. И хотя к моменту прибытия Лазаря город был, как и весь Кипр, в составе Римской империи, некоторая особенность Китиона сохранялась. Он всегда был ближе к Востоку, связи с Палестиной и Финикией были прочными, корабли регулярно прибывали в Китион из этих земель. Выходцы из Сирии и Иудеи в большом количестве селились в Китионе, многочисленны были храмы финикийской богини Астарты, много было и синагог. Китион был большим торговым городом, крупным морским портом. На руинах древнего Китиона, которые и сейчас впечатляют своей монументальностью, часто встречаются каменные якоря. Археологи недавно открыли древнюю пристань города (она находится вблизи археологического музея). Взору ученых открылись причалы, основания больших складских помещений и административных зданий Мы можем побывать на том месте, куда причалил корабль, привезший святого Лазаря. Корабли прибывали из Египта, Греции, Италии. Привозили в Китион заморские диковины, а из Китиона по всей Римской империи развозили драгоценные кипрские вина, душистые благовония, которые особенно ценили в Египте еще во времена фараонов, белоснежную соль, - много чего мог предложить Китион заморским купцам. Сам город не особенно нуждался в импорте, но позволяли китионцы заморским гостям останавливаться в порту, пополнять запасы воды и провизии. А китионцы получали немалую прибыль от торговых операций. Гордились киприоты своим главным богатством. Это был красный металл, в названии которого явственно звучит название острова: по-латински «медь» значит «купрум». «Кипрянка» - так можно было бы перевести название металла на русский язык, и мы бы не погрешили против истины. Медные рудники располагались по всему острову, казалось, медь была вкраплена в каждый горный камушек, и только ждет, чтобы ее высвободили из каменного плена руки человека и жаркий пламень печи. Тогда, встретившись с оловом, превращалась она в сияющую прочную бронзу. Гомер так и называл Кипр - «медноносный». По преданию, богиня Афина-воительница заказывала у кипрских мастеров свой великолепный шлем. Слитки меди привозили из плавильных мастерских на пристань, рабы грузили их на корабли. И плыли те корабли на запад, чтобы пополнить запасы Рима, и плыли на восток. Так, сохранился договор римского императора Августа и иудейского царя Ирода от 12 г. по Р.Х. В нем указывалось, что с кипрского рудника Соли половина меди должна была быть отправлена в Иудею. Кипрский историк К. Георгиадес пишет в своей знаменитой «Истории Кипра»: «Огромное количество иудеев проживало на Кипре, и римляне поручили им горнорудное дело». Занимались ли выходцы из Палестины управлением шахт, работали ли самые обездоленные из них на медных приисках, - в любом случае на Кипре проживала большая иудейская община. И на каменной стеле в городском музее можно и сейчас увидеть надпись на древнем еврейском языке. Значит, Лазарь плыл в город, где жили его соотечественники и единоверцы, возможно, были среди них и его знакомцы. Наверное, на первых порах они и приютили странника. Итак, корабль из Палестины вошел в гавань Китиона. В шум и толчею китионского порта шел по сходням ничем не примечательный с виду иудей, некто Лазарь. Пожалуй, лишь особенно скорбный взгляд больших темных глаз мог привлечь чье-то сочувственное внимании или досужее любопытство. После воскрешения выражение лица Лазаря извменилось. Подумать только, с того времени прошло почти две тысячи лет, а из поколения в поколение передается: Лазарь ни разу в своей второй жизни не улыбнулся. Почему так глубока была его душевная мука? В молитве святому есть такие слова: «Владыка живота и смерти (Господь Иисус Христос) попустил тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умерший во множестве неисчетным адовыми узами содержимый и страшные страх видел еси». Побывав за гранью жизни и увидев адские муки грешников, которые не имели надежды на избавление от них (ведь не была еще принесена искупительная жертва Сыном Божиим), Лазарь был глубоко потрясен. Отпечаток этого потрясения он нес всю жизнь на своем скорбном лике, отразился он и во взгляде, полном глубоко затаенной печали. Это так пронзительно отображено на кипрских иконах святого. Совершенно очевидно, что по приезде в Китион, в первую субботу Лазарь, как праведный иудей, пришел в синагогу. Здесь собирались его соотечественники, чтобы слушать чтение Закона и Пророков. Деяния Святых Апостолов помогают нам реконструировать события того далекого времени. Часто бывало, что начальник синагоги предоставлял слово вновь прибывшим, чтобы рассказали они о том, где побывали. Особенно, если то были иудеи, недавно прибывшие с родины. Мог ли Друг Христов не поведать соотечественникам о том чуде, которое с ним произошло, мог ли не возблагодарить Господа за то, что Сына Своего Единородного послал на грешную землю во спасение людей?! Его сердце было зажжено Любовью, и он не мог молчать. Однако Деяния справедливо повествуют, что, зажигая сердца одних любовью, проповедь апостолов (а Лазарь тоже проповедовал) порождала ненависть, злобу и зависть других. Как правило, проповеди апостолов заканчивались двумя последствиями: начальники, возбуждая фанатизм иудеев, изгоняли апостолов из синагог, язычники же, привлеченные проповедью любви, принимали святое крещение. Нет никаких оснований предполагать, что в случае с Лазарем дело обстояло по-другому. Иначе не оказался бы Друг Господа на окраине города Китиона, точнее даже за городом, в болотистой низине недалеко от морского берега, где местами поднимались каменистые холмы, прорезанные глубокими трещинами. А в одном холме темнел таинственный вход, оказалась там небольшая пещера. Здесь и поселился будущий епископ Китионский. И начинается вторая жизнь святого Лазаря. И это уже не тот «некто Лазарь из Вифании», с которым мы встречаемся на первой странице одиннадцатой главы Евангелия от Иоанна, но святой аскет, молитвенник и проповедник. На тропинке, которая ведет к его пещере, мы можем встретить и бедных иудеев, жаждущих истины, и изможденного тяжкой работой раба. Он поздно вечером, украдкой от хозяев, пробирается сюда, чтобы встретить праведника и обрести надежду на справедливость, которая обязательно восторжествует. Может быть, богатая китионка, однажды, раскаявшись в своей пустой и бесцельной жизни, придет сюда, неся корзину, полную снеди, и услышит здесь Слово, которое перевернет ее душу и изменит жизнь. А может быть, убитые горем родители прибегут просить молитв святого о тяжко болящем ребенке? И, успокоенные, вернутся к маленькой постельке, чтобы обрадоваться повеселевшему дитя. А еще была напряженная молитвенная жизнь, строгий пост, - так в делах милосердия и любви, со словом Божьим вокруг Друга Христова собиралась христианская община. Здесь уместно будет вспомнить один из немногочисленных эпизодов из жизни святого Лазаря, который память народная сохранила и бережно донесла до наших дней. Рассказывают, что однажды знойным летним днем праведный Лазарь, мучимый жаждой, шел по тропинке среди плодоносящего виноградника. Навстречу ему с корзиной, наполненной спелыми гроздьями сочного винограда, шел хозяин виноградника, богач, отличавшийся неимоверной жадностью. Корзина была прикрыта листьями, дабы палящие лучи солнца не причинили вреда плодам. А хозяин мысленно подсчитывал барыши, которые его ожидают в этот урожайный год от продажи винограда. «Добрый человек!», - услышал хозяин непривычное обращение (давно никто так его не называл). Перед собой он увидел бедно одетого иудея, который приветливо смотрел на него. «Позволь мне утолить жажду твоим виноградом». Бедняк ждал ответа. «Ну вот, только этого мне и не хватало, всяких попрошаек», - подумал хозяин. И тут же изворотливый ум подсказал выход из затруднительного положения. «Виноградом? Э-э-э, так я несу...соль!», - ответил хозяин, внутренне радуясь своей находчивости. «Жаждущий ни за что не попросит соли, он уйдет ни с чем, а виноград мой будет цел. Конечно, этот оборванец много не съест, а все равно жалко добро переводить». Тяжело вздохнул встречный, промолвил: «Значит, соль, говоришь, ну что ж, соль так соль, пусть будет по слову твоему», - и удалился. Солнце нещадно палило, зной сгущал воздух, марево зыбилось, размывало очертания гор и долин. Богач и не заметил, как виноградник словно растворился в знойном воздухе, а на его месте появилось озеро, наполненное водой. Он бросился к воде, удивляясь и радуясь, ведь вода всегда в Китионе была роскошью. Но, вскрикнув, отшатнулся, ощутив горько-соленый вкус озерной воды. Так, согласно преданию, возникло Соленое озеро, «Салинес» называют его жители Ларнаки. Возникло как наказание за жадность и ложь, но и как бесценный дар Китиону от святого Лазаря. Ведь вплоть до тридцатых годов двадцатого века жители города черпали отсюда свое благосостояние: соль экспортировалась во многие страны мира. И сегодня Соленое озеро является достопримечательностью города. Летом оно безводно, и белоснежные соляные «сугробы» окаймляют его, но лишь пройдут первые зимние дожди, как наполняется оно водой. Тогда вечерняя Ларнака, словно принарядившаяся красавица, любуется отражением своих многоцветных огней в зеркальной глади озера. А на рассвете розовые фламинго совершают свои прогулки, восхищая зрителей, которые специально приезжают сюда, чтобы полюбоваться Салинесом и его обитателями. Однако, вернемся к той тропинке, которая вела к пещере святого Лазаря, тем более, что от озера до нее рукой подать. Однажды на ней оказались три человека, которые тоже хотели встретиться с праведником. Как бы хотелось хоть на мгновение оказаться там, чтобы разделить ту звенящую радость встречи. Ведь встретились не просто знакомые, соотечественники, единоверцы. То была встреча дорогих друзей после долгой разлуки, встреча единомышленников. Многое произошло с каждым из них за те двенадцать лет, что прошли после отъезда Лазаря из Палестины. И сейчас, встречая гостей - апостолов Павла и Варнаву, а также племянника Варнавы, будущего евангелиста Марка, Лазарь испытывал радость и нетерпение: хотелось узнать новости с родины. Что поведали апостолы Лазарю? Наверное, рассказали о гонениях на христиан в Иерусалиме после его отъезда, о распространении Церкви в Финикии и Антиохии. Вот как об этих событиях повествует Закон Божий: «Слово Божие росло и распространялось. Возвратившись из Иерусалима в Антиохию, Варнава и Павел продолжали здесь свою проповедь. Когда же они служили Господу и постились, Дух Святой сказал Церкви: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда пресвитеры Антиохийской Церкви, совершив пост и молитву, возложили на Павла и Варнаву руки и отпустили их в далекое путешествие. С ними пошел и прибывший из Иерусалима Иоанн (Марк). Путешественники... отплыли на остров Кипр. Там они высадились при Саламине, а затем прошли весь остров с востока на запад...». Эту же миссию выполнял и Лазарь в Китионе. И вот происходит важнейшее событие не только в судьбе Лазаря и его небольшой общины, но и в судьбе Кипра - рукоположение святого Лазаря в епископы Китиона. И было это в 45 г. по Рождеству Христову. Чудесной памятью о тех событиях является икона «Всех Святых в Кипрской Земле Воссиявших». На этой иконе мы видим сонм святых, который кипрская земля подарила православному миру. Три апостола стоят в первом ряду. Павел и Варнава бережно держат храм, справа от них святой Лазарь с Евангелием в руках, слева - Марк-евангелист. Они стоят плечом к плечу, великие святые, основатели Церкви Христовой, строители Кипрской православной церкви. Все они, кроме святого Лазаря, погибли мученической смертью. А у святого Лазаря впереди были почти два десятилетия епископского служения, наполненные усердными трудами. И были они не простыми, полными духовной борьбы. Кто же препятствовал распространению Слова Божия? Мощным препятствием был фанатизм иудейских общин. В рассказе «Странствия и мученичество святого Варнавы-апостола» очень ярко передана обстановка, окружающая христиан на Кипре той поры. В этом рассказе, написанном неизвестным автором в средние века, говорится, как апостол Варнава проповедовал Слово Божие, но «пришли из Сирии иудеи и стали возражать против того, что он говорил, и, возражая, богохульствовали. И поднимали против него народ, говоря, что в словах его нет ничего истинного, а тот, кого он называет Иисусом какой-то обманщик и безбожник, нарушавший закон и субботу, и сказанное пророками. И искали случая убить его». Добавим, что это были не пустые угрозы, расправы со святым Варнавой, святым Ираклидием поражают звериной жестокостью. Второй враждебной силой были жрецы бесчисленных языческих храмов. Интуитивно чувствуя, что духовный тупик поклонения десяткам богов привел их к краху, они с ненавистью встретили проповедь апостолов и святого Лазаря. Однако примечателен следующий отрывок из «Странствия и мгученичества...»: «Но там была одна женщина, вдова. Она была за пределами города и не поклонялась богам». Ради таких людей и начал свое служение святой Лазарь на Кипре. Он разделил их участь, принял гонения, жил в пещере, но его подвижничество и праведность, его высокая вера и самоотверженность нашли отклик в сердцах людей. Было много трудностей, но одно счастливое событие искупило все тяготы. Народное предание доносит до нас трогательный рассказ о прибытии Богородицы на Кипр: «Святой Лазарь был очень опечален, так как не мог видеть Пресвятую Деву Матерь Господа нашего и его Друга. Поэтому послал он в Святую Землю корабль, чтобы привезти Ее на Кипр вместе со святым Иоанном и другими учениками. Но когда корабль, на котором плыла Богородица и спутники Ее, подошел к Китиону, разыгрался сильнейший шторм, который унес корабль к афонским берегам, далеко в Эгейское море». После посещения Афона Богородица прибывает в Китион, где и произошла Ее встреча со святым Лазарем. Она привезла ему в дар палий, верхнее одеяние, изготовленное Ее пречистыми Руками. Благословив храм Китиона, Богородица отбыла в Святую Землю».

 
Число просмотров:
190 
Размер файла:
228,14 KB (475 x 600 px) 
Размер оригинального файла:
1.886,88 KB (792 x 1000 px) 
 

Комментарии к фото 

Комментариев к фото ещё нет.  Оставьте первый отзыв! 

 

BBCode вкл..

  Captcha Image
Пожалуйста, введите код с картинки:  Regenerate code when it's unreadable

 

 

КАТАЛОГ

  • КАТАЛОГ ИКОН

.

Поиск

  •  
  • Top
  • Skip to content