Лазарь Четверодневный, обретение Святых Мощей
Информация о фото
Лазарь Четверодневный, обретение Святых Мощей
Библейская энциклопедия объясняет, что имя Лазарь (по-еврейски Елизар) означает «Божья помощь». В Евангелии рассказывается о двух Лазарях. Один - нищий. «О нем рассказывает Господь в высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных... Другой - брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил уже на четвертый день после его смерти». Одиннадцатая глава Евангелия от Иоанна начинается словами: «Был болен некто Лазарь из Вифании». И переносит нас повествование в тридцатые годы первого века в землю Иудейскую, в селение Вифанию близ Иерусалима, что у подножья горы Елеонской. Именно здесь развернутся события одного из величайших чудес, совершенных Спасителем в дни Его земного Служения. А обстановка, при которой чудо свершилось, воспроизведена Евангелистом Иоанном «с такой чудной и величественной простотой, что приводит невольно в состояние глубокого благоговейного умиления всякого, читающего это Евангельское повествование».
В Вифании слышен горестный плач, траурны одежды женщин, печальны лица мужчин. Умер один из жителей села Лазарь, его все хорошо знали, он пользовался по праву уважением односельчан. В селе любили и сестер Лазаря, деятельную и хозяйственную Марфу, скромную и тихую Марию. В их доме часто гостил Иисус Христос. Жители Вифании собирались послушать проповедь Спасителя.
Некоторые, правда, сомневались, истинно ли Иисус - Сын Божий, очень уж скромен облик, такой ли должен быть Мессия? А Лазарь и сестры его всем сердцем откликнулись на Слово Божие, если б не забота о сестрах, с радостью Лазарь пошел бы за Христом, любимым Учителем, оставив все иные попечения, лишь бы слышать и видеть Его. Замечали в этом добродетельном семействе, стесняясь даже говорить об этом, что и Иисус отвечал им взаимностью. Всегда находилось у Него слово одобрения для кроткой молитвенницы Марии, доброе наставление для хлопотуньи-Марфы. Лазаря же Равви называл своим другом. «Иисус же любил Марфу, и сестру ее и Лазаря», - свидетельствует апостол Иоанн.
Сегодня велико отчаяние сестер, кто позаботится о них, сиротах? Брат был опорой, защитой, надеждой. К безысходному горю примешивается горькое недоумение. Когда Лазарь сильно заболел, сестры решились побеспокоить Иисуса и сообщили о болезни брата. Иисус ответил посланным: «Эта болезнь не к смерти», чем подал надежду на выздоровление. Сестры обрадовались, они были уверены, вот-вот у их маленького домика будут услышаны легкие шаги Господа, его чудный ласковый голос. Одного этого было бы достаточно, чтобы поправился брат их. Совсем незнакомым людям помогал Господь. Рассказывали, как долго болел один человек, почти сорок лет. А Иисус, встретив его у Вифезды, исцелил. А историю царедворца из Капернаума передавали из уст в уста. Сына его Господь даже не видел ни разу, а исцелил только Словом Своим. Брат же их Лазарь - друг Господень, не чужой, не посторонний. Как же ждали они Учителя, с какой надеждой и упованием и ...не дождались. Там, на окраине селения, навсегда тяжелый камень закрыл вход в пещеру, куда положили они тело любимого брата. Они исполнили обряд с тщанием и любовью, покрыли тело умершего драгоценными благовонными маслами, тонкими льняными пеленами обернули дорогие останки, убрусом подвязали лицо его, поцеловали в последний раз и вернулись в опустевший домик, раздавленные горем. Односельчане не бросили их в беде. Некоторые оставались с ними, чтобы утешить, тем горше было, что их любимый Равви не пришел. Не знали сестры, что мгновение смерти их любимого брата было ведомо Господу. Всевидец в тот скорбный миг произнес, обращаясь к ученикам Своим: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». И вот Господь входит в Вифанию, его встречает Марфа и говорит: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». О продолжении разговора Иисуса и Марфы глубоко и проникновенно пишет святитель Иннокентий Херсонский, которого называют звездой первой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века, русским Златоустом. Вот небольшой отрывок из его прекрасной книги: «Последние дни земной жизни Христа»:
Воскреснет брат твой!», - как бы в оправдание медленности Своего прихода говорит Господь. Величественная простота и спокойствие, с каким произнесены слова эти, должны были вдохнуть надежду в душу Марфы, убитую печалью. Выражение «воскреснет» у иудеев означает будущее всеобщее воскресение. На этом-то воскресении и остановилась скорбная мысль Марфы. «Вем (знаю), - отвечала она с некоторым прискорбием и как бы сухостью, - что воскреснет, в последний день». Ясно было, что сердце Марфы, пораженное скорбью, имеет нужду в сильном движении, чтобы пробудиться от безнадежности. И Господь начал вещать к ней тем возвышенным языком, который приличествовал только Сыну Божьему, имеющему жизнь в Самом Себе и могущему даровать ее кому и когда угодно. «Я есмь, - продолжал Иисус, - воскресение и живот! Веруяй в Мя аще и умрет (телесно) оживет, и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки. Емлеши веру сему?»
Марфа чувствовала, что ею сказано нечто не так; видела, что Господь не совсем доволен ее словами; не знала, на что именно нужна была ей вера и чего ей должно ожидать от Господа. Но напоминание о вере было чувствительно для сердца нежного, им предполагалось в ней сомнение в достоинстве Учителя, которое она почла бы для себя величайшим несчастьем. Это как бы пробудило ее. «Ей, Господи, - воскликнула она, - я всегда верила и теперь верю, что Ты - Христос, которому надлежало придти для спасения мира». Справедливо замечено еще Отцами церкви, что после исповедания Иисуса Сыном Бога Живого (Мессией), которое произнес некогда Петр, еще никто не исповедовал Его с такой силой обетованным Мессией и Спасителем мира, как делает теперь Марфа».
Звучат тихие слова Господа: «Где вы положили его?», и затем происходит великое чудо. Чудо воскресения Лазаря. Вновь и вновь я перечитываю знакомые с детства строки одиннадцатой главы Евангелия от Иоанна, и в который раз замирает душа от встречи с величием и значительностью происходящего. Как же многомерно все, о чем повествует Иоанн Богослов. Вот Иисус у пещеры, где похоронен Его друг: человеческое в Богочеловеке так очевидно явлено. Он плачет о друге. Не так ли и мы плачем над могилой ушедшего дорогого человека?! И, давая нам беспримерный урок, Спаситель молится Отцу Небесному: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». (Иоанн. 11:41). Так встречать горе, заповедано и нам: смиренно, с молитвой и с благодарностью Творцу. И вот вершится чудо. Господь взывает: «Лазаре, гряди вон!».
И, потрясенный, юный ученик Христов Иоанн, будущий апостол, впитывал каждое слово Господа, запоминал каждое движение Его, и каждый отклик в толпе народа, пришедшего ко гробу, чтобы спустя годы написать: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит: развяжите его, пусть идет».
Произошло великое освобождение из плена смерти, и Марфе была дадена награда за подвиг обретения веры, и еще была явлена небывалая милость. Господь-Всевидец знал о предстоящих страданиях на Кресте, и знал, как мучительно будет близким Его, Матери и ученикам сопереживать эти страшные Крестные муки. И вот воскресением Лазаря Господь дарует надежду. Надежду, которая так была нужна современникам Христа и которая так необходима нам, на заре двадцать первого века. Об этом так прекрасно, строго, просто и величаво написал поэт А.С. Хомяков в своем стихотворении «Воскрешение Лазаря»:
«О, Царь и Бог мой! Слово силы
Во время Оно Ты сказал, -
И сокрушен был плен могилы,
И Лазарь ожил и восстал.
Молю, да слово силы грянет,
Да скажешь: «Встань» душе моей, -
И мертвая из гроба встанет,
И выйдет в свет Твоих лучей!
И оживет, и величавый
Ее хвалы раздастся глас
Тебе - сиянью Отчей славы,
Тебе - умершему за нас».
Церковь отмечает вот уже много столетий память этого дня. Лазарева Суббота - великий праздник, в его тропаре поется: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже».
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!