Преподобный Серафим Саровский
Информация о фото
Преподобный Серафим Саровский
Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца. Мы слышали обычное евангельское чтение, именуемое преподобническим, в котором содержатся заповеди блаженства, и начинаются они словами: Блажени нищии духом.
Почему избрано именно это Евангелие? Потому что нищета духовная – это смирение. И, как говорят святые отцы, никто не спасался и не может спастись без смирения. Потому что спасается человек милостью Божией, благодатью Божией, а привлекает благодать Божию смирение: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3,34).
Смирение – не только главная отличительная черта всех святых, но и отличительная черта каждого христианина. Потому что Господь, Сам являя Собой первообраз во всем, говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29).
Эти смирение и кротость, прежде всего, и отличали всегда всех подвижников. И близкого к нам, родного нам преподобного Серафима. Как сказано, всем в сладость бысть видение лика его. То есть только видеть лицо его – это уже приносило людям радость.
А когда он к кому-то обращался, то всегда говорил: «Я, убогий Серафим...»
У нас в мiру слово «убогий» значит вроде как ненормальный, вообще ни на что не способный. «Убожество...» Ну, это как всегда: то, что свято, то для мiра невыносимо. Как, например, в мiру звучит: «Вот, замолился!» Хотя на самом деле, если речь идет о молитве, то состояние истинной молитвы настолько блаженное, настолько радостное, светлое, что, как говорил преподобный Серафим, если человек находится в этом состоянии долго, то его постигает, хотя и блаженная, но кончина – как и говорится в акафисте: На молитве умиленный дух твой Богу предавый.
Но в мiре это воспринимается как нечто раздражающее, для мiра отвратительное. Мiр весь во зле лежит (1Ин. 5,19), и поэтому, как сказано, премудрое у Бога – безумие для мiра. То, что у Бога свято и чисто, от того отвращается мiр. Вы знаете: у некоторых людей кружится голова или их чуть ли не тошнит от запаха ладана. Поэтому и говорят: «бежит, как бес от ладана». Или безумное беснование в шуме современной «музыки» для человека верующего представляет собой какой-то ужас, кошмар, ад. Один верующий человек, когда его привели в ресторан, где была эта музыка, мелькающий свет, и спросили: «Ну, как вам понравилась наша музыка?» – ответил: «Обыкновенная бесовская музыка». Так, искренне совершенно, назвал вещи своими именами.
И действительно, то, что в мiре почитается, о том самим же мiром потом и свидетельствуется, что оно вредно даже для этой жизни: люди глохнут от этой бесовской «музыки», у них появляются от нее какие-то зверские порывы ненависти, убийства, разврата. Все это люди уже вынуждены признавать, но обратиться к Богу не так просто, потому что этот мiр цепляется, как говорится, и зубами, и когтями, стараясь человека удержать в своей власти. И поэтому то, что в духовной жизни является стержнем, и целью, и вершиной всего – смирение, умиление -непонятно, непостижимо для мiра.
И эти слова, которые произносил преподобный: «Я – убогий Серафим», – для мiра звучат непонятно. «Убожество – что тут хорошего?» Но на самом деле радости мiра сего – это не есть радости, а есть злорадство какое-то, зло радостное, и порождает оно, соответственно, только горечь и боль.
Смотрите: гремят все эти празднества земные, беснования – а потом, следом за этим идут убийства, насилие, разврат. Плоды духовной жизни, как говорит сегодня апостол, другие. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... (Гал. 5,22-23). Это истинная любовь, которая обнимает все, и прежде всего своих близких. Радость о Дусе Святе, то есть та радость, о которой сказано: Радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. 26,22). Радость, которую человек испытывает, прежде всего, внутри себя, в душе, и испытывает даже при внешних скорбях, обстояниях. Обстоятельства внешне скорбные, а внутри они дают радость. Это та радость, о которой говорит апостол: Всяку радость имейте... егда во искушения впадаете различна (Иак. 1,2). Нам это непонятно, при искушениях мы всегда теряемся, пугаемся чего-то, даже унываем: «Да что же это такое?» А апостол говорит: Радуйтеся... Господь говорит: Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на Небеси.
Что же получается? Поносят, говорят о тебе всякую клевету, ложь, а ты радуйся и веселись? В искушения впадаете различные – радость имейте? Чему же тут радоваться? Что же это за радость?
Это радость о Дусе Святе, как говорит преподобный Серафим, радость о том, что ты с Богом. Где бы ты ни был, в каких бы обстоятельствах ни жил, ты всегда с Богом. Как сказал один раб Божий: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».
«Рай без Бога» – это то, что люди часто пытаются здесь, на этой земле устроить: возводя хоромы, приготовляя яства, развлечения – вроде, райская жизнь. Но это не рай, так как за всем этим стоит горечь. Горечь разочарования, потому что все это уходит, все это – временное. Оно радости настоящей не приносит. Только изменение своей души, перестройка ее в духовном направлении приносит истинную радость человеку. И наши духовные отцы претерпевали в жизни и скорби, и клевету, и несправедливость, но на их лицах всегда была печать этой радости. Как говорил апостол Павел: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор. 4,16). Кто сподобился встречать людей духовных, видел: старенькие они, вроде, немощные, а лица у них светлые, радостные: одна улыбка! Действительно: «В радость бысть видение лиц их». Все знают, фотографии видели, отца Иоанна (Крестьянкина), он весь светится, лик его всегда радостный.
Вот таковы были в жизни преподобные, таков был, особенно, преподобный Серафим. Плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение... Все это в высшей степени засвидетельствовано в личности преподобного Серафима.
О себе он говорил: «Убогий», а тем, кого встречал, говорил: «Радость моя, сокровище мое». Это какая же любовь была у него в душе, что он к каждому искренне с таким чувством относился!
Еще живы люди, которые знали отца Алексея Мечёва – был такой батюшка в Москве, старец в мiру. Говорят, что каждый, кто приходил к нему, чувствовал такую его любовь к себе, что казалось: батюшка больше всех тебя любит. Это как раз то состояние, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, когда, с помощью Божией, благодатью Божией, человек, трудящийся на ниве Христовой, начинает приносить плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, – то около него, действительно, все умиротворяется. И особенно примером этому служит преподобный Серафим.
Его образ, его дух даны нам в конце времен. Потому что времена, которые уже идут и которые еще приближаются – это те времена, о которых один афонский подвижник сказал: «Запомни, грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь. Все остальное – грех, хуже смерти. Только она – жизнь. Мы пропадем без любви, пропадем». Поэтому нужен нам дух преподобного Серафима, который стяжал эту любовь, этот мир.
И есть пророчество преподобного, что перед самым концом мiра он воскреснет в Дивееве и будет проповедовать всемiрное покаяние. Потому что нужен будет этот дух любви и мира в то время, когда оскудеет любовь и вера многих. Как об Иоанне Крестителе сказано было, что он предыдет пред Господом духом и силою Илииною (Лк. 1,17). То есть, нужно было иметь такое дерзновение, такую веру, как пророк Илия. И Иоанн Креститель показал, засвидетельствовал этот дух. А перед Вторым Пришествием на землю снова будет послан преподобный Серафим, который придет в духе и силе апостола Иоанна Богослова. То есть, с той силой любви, которая, как говорил отец Алексей Мечёв, растворяла злобу мучителей. Почему Иоанн Богослов не мог умереть, его не убили, не смогли убить? Потому что никто не мог противостоять силе его любви.
Преподобный Серафим своим незлобием к врагам, убивавшим его, засвидетельствовал эту любовь. И вот эта любовь возвела его, как и апостола Иоанна Богослова, в особую близость, в особое духовное родство Матери Божией. Поэтому Матерь Божия явилась ему, болящу... и на одре смертнем лежащу вместе с Иоанном Богословом и сказала: Сей есть от рода Нашего, и главе его коснуся.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что, действительно, преподобный Серафим – это особый дар Божий последнему времени. Так же, как для пресвитеров пример – святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своем дерзновении к Богу, в чудотворениях своих засвидетельствовавший, что благодать Божия одна и та же во все времена: как в первые, так и в последние. И, как говорил преподобный Серафим, все зависит от решимости, а благодать Божия – та же и действует так же. И на примере самого преподобного Серафима это засвидетельствовано.
В наше время, когда вера поколебалась, когда люди увлекаются всевозможными течениями, всякие экстрасенсы появились, перед нами предстает образ преподобного Серафима, к которому привозят парализованного Мотовилова, и он говорит: «И по лекарям возили меня, но ничего не помогло, и вот к вам, батюшка, привезли». А преподобный Серафим говорит ему: «Я же не лекарь». У нас же теперь говорят: «Вот к этому экстрасенсу пойду, к врачу, ну, заодно и к батюшке: а вдруг и это поможет».
Мотовилов говорит: «Ну как же, батюшка, вы же можете...» – «Да что я могу? – отвечает. (Опять, видите, смирение какое!) – Господь всё может. Веруешь ли ты в Господа Иисуса Христа, истинного Богочеловека, и в Его Пречистую Матерь Приснодеву Марию?» – «Верую, батюшка». – «Ну, вот ты и здоров. Вставай». Батюшка Серафим помог ему встать. «Да это вы меня, батюшка, подняли». Подтолкнул его батюшка Серафим – и он пошел. Без всяких там трюков, пассов – тут же. Просто сказал: «Вставай, Господь тебя исцеляет и Матерь Божия», – и все.
Вот эти простота и чистота веры преподобного Серафима особенно нам дороги. Потому что некоторые стремятся замутить нам головы всевозможными хитростями, всевозможными мiрскими умствованиями и увести от истинной веры. А пример преподобного Серафима для нас всегда является близким и родным примером истинной веры и истинной любви. Аминь.
15 января 1998 года
Протоиерей Валериан Кречетов
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!