IconSV.ru

  • Главная
  • О сайте
  • Ссылки
  • Наши проекты
  • Продажа икон
  • Каталог
  • Skip to content
Home Начало » Святые мужи » И-К » Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

Святитель Иоанн Златоуст
Начало Показать в первоначальном размере Показать в первоначальном размере
[Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы видеть слайдшоу]
Назад Назад
(Файл 16 из 34) 
Показать в первоначальном размере Скачать
Дальше Дальше
(Файл 18 из 34) 
Saint John Chrysostom Иоанн Златоуст святитель Святитель Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст, свт. Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов Иоанн Златоуст. Св. Иоанн Златоуст толкует послание Св. Ап. Павла, им самим научаемый Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Ιωάννης ο Χρυσόστομος; (Иоанн Златоуст) Ιωάννης ο Χρυσόστομος; Ιωάννης ο Χρυσόστομος; Ιωάννης ο Χρυσόστομος; Ιωάννης ο Χρυσόστομος; Святитель Иоанн Златоуст Вселенский святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст с житием.. Святитель Иоанн Златоуст Икона Иоанн Златоуст, с житием. Икона сятителя Иоанна Златоуста в житии. Мозаика Киевского Собора Святой Софии

Информация о фото 

Описание:

Святитель Иоанн Златоуст


Иоанн Златоуст о человеческой природе.

Жизнь Иоанна Златоуста протекала в конце IV - начале V веков, а Златоустом он был назван в VI веке от Рождества Христова. Он был одним из самых знаменитых проповедников; проповеди свои строил прежде всего на комментарии Священного Писания. Одну из своих бесед он посвящяет отрывку из первой главы Евангелия от Иоанна о том, как ученики Иоанна Крестителя вдруг становятся учениками Христа. Этот текст сам по себе очень короткий, и интересна реакция Иоанна Златоуста на сложный вопрос - каким образом человек становится верующим? Как человеческое сердце открывается вере? И хотя в проповеди Иоанна речь идет о конкретных учениках Предтечи, т.е. о людях, глубоко подготовленных, он ставит несколько очень ярких вопросов, которые разъясняют человеческую природу: почему не так легко объяснить человеку всё, как есть...



Часто у нас возникает такая мысль: если бы мы жили в то время, то, конечно, последовали бы за Христом! В этом "конечно" - большой вопрос; его хочется поставить под сомнение, и, прежде чем обратиться к отрывку из проповеди Иоанна Златоуста, вспомним, - что это был за человек? Мы знаем, что тексты Златоуста появились в России уже в XXI-XXII веках - в сборнике "Златоструй" присутствовали его тексты, пришедшие к нам из Болгарии. Очень рано Россия полюбила Златоуста, он один из первых Отцов, чьи книги переведены в полном объеме: известны его двенадцать замечательных томов, которые состоят из двух полутомов - т.е. это 24 очень солидных и объемных тома.



Но, несмотря на эту любовь, Иоанна Златоуста знают очень плохо, только по отрывкам. Действительно, его трудно читать, поскольку с одной стороны - у него сильна эллинская риторика; а с другой - есть тонкости, которые были свойственны его времени, - он, действительно, очень популярный и авторитетный церковный писатель, но свое время он отразил более, чем кто-либо другой. Иоанн Златоуст родился в Антиохии. Антиохийская школа - это одна из школ, проповедовавших не символическое толкование Священного Писания, а, скорее, буквальное. Но главный смысл соперничества антиохийской школы с александрийской не в этом - главное разногласие в богословском подходе, особенно в проблеме освещения личности Самого Христа. Итак, Иоанн Златоуст родился в Антиохии в аристократической семье. Очень рано оставшись без отца, он, как это нередко случается, испытывает глубокое влияние своей матери. В начале своего пути он был как бы домашним монахом, у которого были хорошие учителя, - воспитывался именно в христианском духе, что особенно для нас актуально - что происходит с людьми, которые с детства воспитываются в христианском духе. С другой стороны, были и учителя как бы прошлого, эллинского мира, которые читали ему риторику - поэтому у него двойственное отношение к эллинизму. В своих замечательных выступлениях - ведь он был не просто проповедником, а пламенным оратором - он то сурово осуждает эллинизм, то ищет вплоть до последних дней утешения в стоической отрешенности. Как случается со многими детьми, дорастающими до определенного периода, Иоанн Златоуст вырывается из материнской опеки и решает начать самостоятельный путь: отправляется в горы, предается иступленным монашеским подвигам.



Есть книжка Оливье Клемана (она недавно вышла в "Богословии отцов древней Церкви. Тексты и комментарии"; издательство "Путь" - Центр по изучению религий, перевод с франц.). Я не думаю, что это одна из самых лучших книг Оливье Клемана, но из переведенных это довольно интересная книга, разбитая на целый ряд тем от понимания таинства Посвящения до созерцания; есть глава о молитве, о внутренней битве, об аскезе, о собственно богословии, о богочеловечестве - "Бог, единство и различие"... В этой книге есть и некоторое житийное богословие, т.е. попытка воссоздания образов тех или иных древних авторов, ставших Святыми Церкви. Иоанн оправляется в горы и становится настоящим монахом-аскетом в самой изощренной, иступленной форме, со страстным монашеским подвигом. Действительно, известны исторические случаи такого отрешения и, в некотором смысле, презрения к людям, которые находятся внутри "нового Вавилона", несмотря на всеобщую христианизацию конца IV -начала V веков. И после таких напряженных подвигов он почувствовал, что с ним что-то происходит - в нем произошел довольно жесткий внутренний кризис: возник вопрос, не является ли монашество "святым заблуждением" - как пишет Оливье Клеман; можно ли сохранить себя чистым и вознесенным на вершину, оставив братьев в погибели? И тогда Иоанн приходит к выводу: поскольку этот мир пока только "номинально" христианский, т.е. - император принял христианство, у него христианский двор, политики - все христиане; но тем не менее старый мир еще накладывает отпечаток на этот новый христианский мир. И Иоанн Златоуст решает этот мир христианизировать. И он, действительно, делает большие успехи.



Перейдем к очень любопытным мыслям Иоанна Златоуста, связанным с древней проповедью Иоанна Богослова - автора четвертого Евангелия - об Иоанне Крестителе, который показывает на Христа ученикам, - Христа, который не говорит еще ни слова. Он показывает Его таким образом, что дает только намек на то, что это подлинный Мессия и подлинный Учитель. Его слова звучат так (1 глава, 35-37 стих): "На другой день опять стояли Иоанн и двое из учеников его. И увидев идущего Иисуса, сказал: "Вот Агнец Божий!", и услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом." То есть, этих слов было достаточно, чтобы они пошли за Иисусом. Но это всего два ученика, но было известно, что у Иоанна было много учеников. И вот как начинает свою проповедь Иоанн Златоуст. Он начинает несколько странно: "Беспечна природа человеческая, и легко увлекается к погибели - не от того, что она так создана, а от произвольного нерадения. Поэтому необходимо и нужно много увещать." И дальше следует пример, где он сравнивает Слово Божие с семенем, которое падает на землю, где земля - сердце человеческое; и семя начинает возрастать. Он сравнивает и развивает притчу, которая существует в Евангелии от Матфея; но развивает особым образом: он говорит о том, что если земля принимает этот плод, и семя возрастает и превращается в какое-либо растение - дерево или колос, и если его достаточно поливают и за ним ухаживают, оно окрепнет - ничего с ним уже не случится; но то, что происходит с беспечной природой человеческой - нечто непонятное: совсем необязательно, что однажды услышанное - однажды "посеянное" взрастет - часто одна непогода или буря повреждает все при обстоятельствах неблагоприятных, при наветах коварных людей или при стечении других различных искушений... "Это мы говорим не без цели, - говорит Иоанн Златоуст, - А для того, чтобы ты, услышав повторение Иоанном одних и тех же слов (т.е. "се Агнец Божий, берущий на себя грехи мира" - это всего лишь повторение)..." Но что происходит с человеком? - Он, слыша эти простые слова: "Агнец Божий, вземлющий на себя грехи мира..." не сможет вывести из бесчувственности всех, кто это слышит. Здесь много и других вопросов: многие толкователи говорили о том, что само понятие "Агнец Божий", традиционно относящееся к 53 главе Исайи о безгласной смиренной овце - отроке Яхве, - не совсем подходит для образа, который использует Креститель, для того, чтобы люди поняли, что перед ними Мессия. Рассуждения Иоанна Златоуста не сводятся к выяснению этих внутренних моментов: "Он повторяет одно и то же, - говорит Златоуст. - Как бы грубую и затверделую землю смягчая новой запашкой и словом, точно плугом, поднимая подавленную душу, чтобы бросить семена в глубину ее. Потому-то Креститель, - говорит Златоуст, - не распространяет свое слово, заботясь только об одном - чтобы их, учеников привести и присоединить Христу. Он знал, что как только они примут Его и уверуют, то уже не будут иметь нужды в другом свидетельстве о Нем, что и случилось."



Самое интересное сравнение, какое есть в беседе Иоанна Златоуста на тему Евангелия от Иоанна - на тему всего лишь двух строк из него - это сравнение Христа с образом Жениха, а Иоанна Предтечи - с образом друга Жениха. Это сравнение очень развернутое и в этой развернутости мы можем видеть целую философскую картину взгляда на мир - это такая религиозная философия объяснения Богоснисхождения для человечества. "Обрати внимание, - говорит Златоуст, - когда Иоанн говорил: по мне грядый и предо мною бысть и несмь достоин отрешити ремень сапогу Его, - т.е. недостоин развязать ремень обуви Его, - то не уловил никого; он говорит о предшествующей этому дню проповеди - никто не смог понять смысл и содержание, хотя, казалось бы, мир, отягощенный ожиданием, ожидает спасения. Иоанн Предтеча, который своим обликом привлекал людей в крещение покаяния или очищения - толпы людей на Иордан, - открывает миру Того, Кого мир еще не знает. Своими словами не уловил никого. Так же скоро стал беседовать об устроении нашего спасения и беседовал словом более простым, и ученики его - двое из них - все-таки пошли за Христом. Но ни это одно надлежит нам взять во внимание, - говорит Златоуст, - а и то, что не столь многие приводятся ко Христу тогда, когда говорят им о Боге что-нибудь великое и возвышенное, как тогда, когда говорят о благости, человеколюбии и о том, что относится ко спасению слушающих: услышали, что он берет на себя грехи мира - и тотчас поспешили к нему: "Если можно, говорят они, омыть свои грехи, для чего же медлить? Вот тот, кто освободит нас от них без труда."



Удивление Златоуста состоит в том, что ведь это толпы народа, и говорится именно для жаждущих очищения от грехов, жаждущих погружения в воду очищения - омовения (древний иудейский ритуал). Следуют за Христом только двое - вот в чем парадокс. "Не крайне ли безрассудно,- спрашивает Златоуст, - отлагать до другого времени такой неожиданный дар?" Ты пришел к Крестителю для того, чтобы он избавил тебя от грехов твоих в этом новом крещении покаяния. И этот самый Креститель говорит, что явился Спаситель, который берет на Себя грехи мира - и нет отклика в сердце человеческом! "Беспечна природа человеческая," - изначальная фраза Иоанна Златоуста. От чего? - от какого-то произвольного нерадения... Может быть, если обратиться к греческому тексту, можно найти какое-то более точное выражение, но так и есть: не крайнее ли это безрассудство - отлагать время до другого, когда присутствует ТАКОЙ дар! - отлагать свое спасение до последнего издыхания.



У Златоуста есть еще один удивительный момент: описание первой главы о проповеди Крестителя, где еще нет такого выступления на проповеди, как у синоптиков Христа - почему он говорит, что Христос - "ничего не говорит, а говорит только Креститель"? Что заключается в этом торжественном молчании еще до начала проповеди? Вот что говорит Златоуст: "Так бывает с женихом - не сам он тотчас начинает говорить с невестою, но стоит в молчании, и другие указывают на него и вручают ему невесту; и когда она является, он не сам по себе принимает ее и уводит, но другой ему передает ее. Когда же приемлет ее из рук других, тогда уже так располагает ее к себе, что она не вспоминает и сочетавших ее с ним. Так было и со Христом - пришел Он обручить себе Церковь, и вначале ничего не говорит о Себе, ничего не говорит Сам, а только предстоит; друг же Его - Иоанн подает Ему десницу - руку этой невесты; вручает Ему через свое слово невесту - души людей. Но приняв их, Христос ТАК расположил их к Себе, что они уже не возвращались к тому, кто вручил их Ему. Не это только, - продолжает Златоуст, - но и другое нечто надлежит здесь заметить: как при заключении браков не девица приходит к жениху, но он спешит к ней - хотя бы это был сын царя или важный вельможа, и хотя бы он хотел взять на себя одну из беднейшего рода, хотя бы рабу, - так произошло и здесь - не естество человеческое восходило на небо, но Сам Бог снизошел к нему - презренному и убогому. По свершению же брака Он уже не дозволил ему оставаться здесь, но воспринял его на Себя, ввел в Дом Отчий. Но для чего же Иоанн не отдельно берет своих учеников и не особо говорит с ними о Христе?"



Здесь Златоуст переходит совсем к другой теме - он переходит опять к человеческой психологии. Он не разбирает эту тему специально для учеников - в данном случае в Евангелии нет никакого образа о "человечестве, брачующемся с Богом". Нет образа Церкви, как невесты, т.е. экклесии - собрании людей и Бога, который нисходит, как Жених, и обручается с этим падшим человечеством, беря на себя все его проблемы и трудности. Нет, у Иоанна Златоуста начинается процесс выяснения - почему Иоанн специально не беседует с учениками, чтобы объяснить им и уговорить их? Он опять решает проблему веры - ученики сами должны сделать выбор. Из всего довольно большого количества окружающих людей - очень много и его личных учеников; мы будем узнавать из других Евангелий, что ученики Крестителя оставались с ним и "ревновали" к ученикам Христа. Почему (Златоуст об этом не спрашивает) сам Креститель не стал учеником Христа? Синоптики решают этот вопрос очень просто - к моменту, когда появились ученики, Иоанн Креститель уже был в темнице. Но не в этом дело. Объяснение - в понимании человеческой психологии: спугнуть зачатки зарождения веры! "Для чего Иоанн не собирает отдельно своих учеников и не говорит особенно с ними о Христе, а в присутствии всего народа говорит: "Вот смотрите, се - Агнец Божий!"? - Для того, чтобы это не казалось делом его умысла: если бы они пошли ко Христу, будучи особо убежденными Иоанном и как бы из уважения или угождения ему самому, то так же скоро они могли бы отступить от Христа." Этот момент очень важен, хотя и кажется незначительным - нельзя лишать человека собственного внутреннего выбора. Да, Иоанн Креститель - авторитет для своих учеников; он, действительно, мог легко сказать им: "Слушайте меня во всем - я раскрываю вам природу своего пророчества, и вот Тот, о Котором я говорю - Агнец Божий, берущий на себя грехи мира - и есть ваш подлинный Спаситель, обещанный древними ветхозаветными пророками Мессия, Он является Тем, за Кем вы должны следовать!" Он не делает этого из-за снисхождения этой самой природе человеческой, которая легко увлекается и в то же время не радеет - эта слабая, беспечная природа человеческая может оказаться легко ранимой убеждением без внутреннего опыта, внешним насилием - пропагандой. Когда человек подвержен пропаганде, он легко идет за демонстрантами; если он следует рекламе, он идет и покупает ненужные ему вещи; когда же он обретает то, что получил, он оказывается в тяжелом положении - он поверил не в то, что знает - природу того явления или той вещи, к которой он устремился - когда он ее обретает, оказывается что это что-то не то. Нужно идти "от обратного" - на этом построена реклама. Иоанн Креститель был проповедником Нового Завета, оставаясь человеком Ветхого: он служил ТЕМ людям и поэтому, с моей точки зрения, не становится учеником Христа, а остается "гласом вопиющего в пустыне", как он сам о себе говорит словами пророка Исайи.



Вот некоторые особенности проповеди Иоанна Златоуста, которая была произнесена, когда он был епископом и патриархом Александрийским - еще до ссылки сначала в Армению, а потом на черноморские берега - на территорию современной Грузии, где и скончался. Некоторые вещи он усматривает, как свое отношение к новому миру, который воспринимает какие-то идеи пророков - но новый христианизированный мир, та евангелизация, к которой стремился сам Златоуст - он тоже оценивает ее с тех первоначальных евангельских позиций, на которых строится проповедь Крестителя, учитывая вот эту странную - беспечную - природу человеческую, которая легко увлекается к погибели - и не от того, что она "так создана", а от произвольного нерадения.


протоиерей Иоанн Свиридов.

 
Число просмотров:
972 
Размер файла:
187,50 KB (246 x 600 px) 
Размер оригинального файла:
1.732,16 KB (979 x 2383 px) 
 

Комментарии к фото 

Комментариев к фото ещё нет.  Оставьте первый отзыв! 

 

BBCode вкл..

  Captcha Image
Пожалуйста, введите код с картинки:  Regenerate code when it's unreadable

 

 

КАТАЛОГ

  • КАТАЛОГ ИКОН

.

Поиск

  •  
  • Top
  • Skip to content