Товия, праотец
Информация о фото
Товия, святой праотец
Греция, Афон, монастырь Ставроник, XVI век
Жил в городе Фисва в Израиле человек по имени Товит, сын Товиила из колена Неффалимова. Всю жизнь он горячо чтил Господа Бога. Даже в те дни, когда его колено уклонилось от отеческих законов, Товит никогда не приносил жертв Ваалу и Астарте, а всегда ходил на праздники в Иерусалим. Возмужав, он взял в жены девушку по имени Анна, и она родила ему сына Товию . Вскоре после этого ассирийцы овладели Израилем, пленили его жителей и переселили их в разные места своей державы. Товит с его семьей оказался в Ниневии, где прожил многие годы. Однако и здесь, на чужбине, оторвавшись от родных корней, Товит помнил Господа и продолжал жить по Его законам. Вскоре он приобрел благоволение в глазах царя, став одним из его поставщиков. Он часто бывал в мидийском городе Раги и отдал одному здешнему еврею Гаваилу на сохранение десять талантов серебра.
Но, увы, благополучие Товита кончилось, когда ассирийским царем сделался Синахериб. Потерпев неудачу во время похода в Иудею, тот стал сурово преследовать евреев. Товит делал тогда много благодеяний своим несчастным соплеменникам: голодным он давал хлеб, нагим — одежду, а если видел кого-либо умершим и выброшенным за стену Ниневии, то тайно погребал его, невзирая на царский запрет. Один ниневянин донес на него властям. Товит в страхе бежал из города. Все имущество его было разграблено, так что не осталось у него ничего, кроме жены и сына. К счастью, его родственники сумели исходатайствовать ему прощение. Товит вернулся в свой дом, но жил теперь в бедности.
Однажды в праздник Пятидесятницы Товит сказал сыну Товии : «Пойди, приведи какого-нибудь бедняка из наших соплеменников, пусть он разделит с нами праздничный обед». Товия вышел из дома, а потом вернулся и сказал: «Отец! Какой-то из наших сородичей удавленный лежит на площади». Товит, прежде чем вкушать пищу, поспешно вышел из дома и убрал тело до захода солнца. Возвратившись, он стал со скорбью есть хлеб, а когда зашло солнце, выкопал могилу и похоронил казненного. Из-за нечистоты он не мог вернуться в дом и устроился на ночь за стеной двора. И случилось так, что той ночью в глаза Товиту попал воробьиный помет. От этого на них образовались бельма, и он ослеп.
Вот как жестоко обошлась с ним судьба! Пришлось Анне зарабатывать на пропитание одной. Она пряла шерсть и посылала богатым людям, которые давали ей плату. Как-то раз ей подарили козленка. Когда его привели в дом, он начал блеять. Товит спросил жену: «Откуда этот козленок? Не краденный ли он? Верни его! Непозволительно есть краденное». Анна отвечала: «Это подарили мне сверх платы». Но Товит не верил ей и просил вернуть козленка. Тогда она сказала ему с упреком: «Где же милостыни твои и праведные дела? Вот как все они обнаружились на тебе!»
Ах, как горько было несчастному слышать эти слова! Он ушел к себе и стал молиться Богу. «Господи! — говорил он, — для чего моя никчемная жизнь? Повели взять дух мой, чтобы я обратился в землю, ибо мне лучше умереть, чем жить так, как я живу!»
В тот же день Товит вспомнил о серебре, которое отдал на сохранение Гаваилу в Рагах Мидийских. Он подумал: «Вот, я прошу у Бога смерти. Надо позвать сына и объявить ему о серебре, покаянеумер». Он призвал к себе Товию и сказал: «Теперь, когда в Ассирии кончились гонения на евреев, открою тебе, что много лет назад я отдал на хранение Гаваилу, сыну Гавриеву, в Рагах Мидийских десять талантов серебра. Итак, не бойся, сын мой, что мы обнищали. Много есть у тебя и будет еще больше, если станешь чтить Господа и удалишься от всякого греха».
Товия отвечал: «Отец мой! Я исполню все, что ты завещаешь мне, но как я смогу получить серебро, не зная того человека?» Тогда отец вручил ему расписку и сказал: «Найди человека, который будет сопутствовать тебе в твоем путешествии, а я дам ему плату. И ступайте за серебром». Товия пошел искать попутчика и вскоре встретил на улицах Ниневии прекрасного юношу. Товия спросил: «Можешь отправиться со мной в Раги Мидийские и знаешь ли ты эти места?» Юноша отвечал: «Могу идти с тобой, и дорогу я знаю. Прежде я уже останавливался там у нашего сородича Гаваила». Товия вернулся к отцу и сказал ему: «Вот, я нашел себе спутника». Отец велел: «Пригласи его ко мне. Я узнаю, из какого он колена и надежный ли он человек». Позвали юношу, и Товит стал расспрашивать его. Тот отвечал: «Я Азария из рода Анании Великого». Товит успокоился и сообщил сыну: «Я знал Ананию, сынаСемея Великого. Это достойный человек. Мы вместе ходили в Иерусалим на поклонение Господу. Отправляйся спокойно! Бог, живущий на небесах, да благоустроит путь ваш, и ангел Его да сопутствует вам!»
Анна заплакала и сказала Товиту: «Зачем ты отпускаешь сына нашего? Он один был опорой наших рук, когда входил и выходил перед нами! Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет, как сор в сравнении с нашим сыном!» Товит отвечал ей: «Не печалься, сестра. Он придет здоровый, и глаза твои увидят его. Ибо ему будет сопутствовать добрый ангел; путь его будет благосуспешен, и он возвратится здоровым».
Юноши, собравшись, отправились оба в путь. К вечеру они пришли к берегам Тигра. Товия пошел помыться, но тут из воды показалась рыба и хотела проглотить его. Азария крикнул: «Возьми эту рыбу!» Товия схватил ее и вытащил на берег. Азария велел ему: «Разрежь рыбу, возьми сердце, печень, желчь и сбереги их». Товия так и сделал, а рыбу они испекли и съели.
Константин Рыжов 100 ВЕЛИКИХ БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Товитъ. Глава 7-я. Опытъ переложенія на русскій языкъ священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта
свящ. А. А. Сергіевскаго (съ греческаго текста LXX).
1. И подошли они къ дому Рагуила: Сарра же встрѣтила и привѣтствовала ихъ, и они ее, и ввела ихъ въ домъ.
2. И сказалъ Рагуилъ Еднѣ женѣ своей: какъ этотъ юноша похожъ на двоюроднаго брата моего Товита!
3. И спросилъ ихъ Рагуилъ: откуда вы, братья? они отвѣчали ему: мы отъ сыновъ Нефѳалима, плѣненныхъ въ Ниневію.
4. Еще спросилъ ихъ: знаете ли брата моего Товита? Они отвѣчали: знаемъ. Потомъ спросилъ: здравствуетъ ли онъ? Они отвѣчали: живъ и здоровъ,
5. а Товія сказалъ: онъ мой отецъ.
6. И вскочилъ Рагуилъ, поцѣловалъ его, заплакалъ,
7. и благословилъ его, сказавъ: ты сынъ честнаго и добраго мужа: и услышавъ, что Товитъ потерялъ зрѣніе, опечалился и плакалъ.
8. Плакали Една жена его, и Сарра дочь его, и приняли ихъ весьма радушно.
9. И закололи овна и предложили обильныя снѣди. Товія же сказалъ Рафаилу: братъ Азарій, переговори, о чемъ ты говорилъ на пути, пусть совершится это дѣло.
10. И онъ передалъ эту рѣчь Рагуилу. А Рагуилъ сказалъ Товіи : ѣшь, пей и веселись, ибо тебѣ надлежитъ взять мою дочь, впрочемъ скажу тебѣ правду:
11. я отдавалъ свою дочь семи мужамъ, и когда они входили къ ней, въ ту же ночь умирали. Но ты нынѣ будь веселъ. И сказалъ Товія : я ничего не вкушу здѣсь до тѣхъ поръ, пока поставите и утвердите со мною договоръ. И Рагуилъ сказалъ: возьми ее теперь по праву: ты братъ ея, и она твоя; Милосердый Богъ да устроитъ вамъ все лучшее.
12. И призвалъ Сарру дочь свою, и взявъ руку ея, отдалъ ее Товіи въ жену и сказалъ: вотъ, по закону Моисееву возьми ее и веди къ отцу твоему, и благословилъ ихъ.
13. И призвалъ Едну жену свою, и взявъ книгу написалъ договоръ и запечаталъ.
14. И начали ѣсть.
15. И призвалъ Рагуилъ Едну жену свою, и сказалъ ей: сестра, приготовь другую спальню, и введи ее.
16. И она сдѣлала, какъ онъ сказалъ: и ввела ее туда, и заплакала, и приняла взаимно слезы дочери своей, и сказала ей:
17. дочь, успокойся, Господь неба и земли дастъ тебѣ радость вмѣсто сей печали твоей; успокойся, дочь.
Комментарии к фото
Евгения Косникова, Шуя, Ивановская обл.
Спасибо, мои дорогие за Вашу работу. Мне это очень интересно.
Спасибо, Вы, дорогие друзья, делаете хорошее дело.