Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хόнех (Колоссах).
Информация о фото
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хόнех (Колоссах).
Египет, XII век, дерево, темпера, 37,5 х 30,7 см
Архангел Михаил изображен в сложном пространственном движении, восходящем к открытиям древнегреческой пластики. Утонченное благородство типа, удлиненные пропорции фигуры, изысканный рисунок одежд, сгармонизированный колорит, основанный на высветленных тонах, - все говорит за то, что перед глазами иконописца были самые лучшие образцы константинопольского искусства второй половины XII века. По контрасту св. Архипп показан в совершенно застывшей позе усиленного моления и созерцания чуда. Строгие цвета его монашеских одежд также противоположны колориту архангельских одеяний. Столпообразность фигуры отшельника подчеркнута формой храма, который представлен в виде башни с неестественно огромным входом, служащим своего рода рамой для образа св. Архиппа.
Икона написана на сюжет одного из самых известных чудес архангела Михаила, память которого отдельно праздновалась византийской Церковью 6 сентября. Согласно ранневизантийскому "Сказанию о чуде", отредактированному в X веке Симеоном Метафрастом, в Колоссах, или Хонах, в малоазийской области Фригия находился храм архангела Михаила, при котором с детства жил отшельник Архипп, посвятивший себя заботе о храме. Язычники решили уничтожить почитаемое христианское святилище. Для этого они соединили две реки в одно русло и направили на церковь. Однако усилиям тысяч язычников противостояла пламенная молитва св. Архиппа, не прекращавшаяся в течение всех десяти дней, пока велись работы. В последний момент, когда "сокрушающий скалы" поток уже пошел на храм, с небес явился архистратиг Михаил, который ударом жезла открыл расселину, поглотившую всю воду. На месте расселины возник чудотворный источник, святая вода которого исцеляла многочисленных больных. Главная идея сказания, как и написанной на его сюжет иконы, состоит в прославлении предводителя небесных сил. Образ св. Архиппа олицетворял действенную силу отшельнической молитвы, способной противостоять превосходящим силам неверных. В эпоху создания иконографического типа широкой известностью пользовались целебный источник и чудотворная расселина в Хонах. Поэтому в центре оригинальной композиции иконы показан водяной столп, вызывавший воспоминание не об усилиях язычников, но о почитании священной воды и месте христианского паломничества. Таким образом в композиции присутствует как бы три иконы: архангела Михаила, преп. Архиппа и чудотворного источника, каждая из которых подтверждена специальной греческой надписью ("Чудо в Хонах", "Архангел Михаил Хониат" и "Архипп"). Храм , на ступенях которого стоит св. Архипп, равно как необычный пластинчатый купол, решетчатые окна и часть украшенной стены, имеют также и символический смысл. Они позволяют предполагать, что на иконе изображен не конкретный храм в Хонах, но идеальный образ Церкви как воплощенного Небесного Иерусалима, в котором обретет спасение святой отшельник. Небольшие размеры и характер изображения на иконе позволяют относить ее к так называемым поклонным образам , которые в день празднования выкладывались на особом аналое-проскинетарионе в центральном нефе Синайской базилики. С таким использованием иконы могла быть связана некогда пространная, а сейчас практически нечитаемая надпись на верхнем поле иконы, вероятнее всего, воспроизводящая фрагмент текста службы этого праздника.
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!